Мы живём в удивительной стране – единственной в мире, где растёт больше лесов, чем было в ХХ веке. Еврейский Национальный фонд уже больше ста лет преображает пустыню в Землю, «текущую молоком и мёдом». Не зря, именно в Израиле, отмечают Ту би Шват, – Новый год деревьев…
16 июня с.г. в лесу Рухама в Негеве состоялось необычное торжество – открытие рощи ученых репатриантов.
Деревья, как люди – у каждого своя история. Например, доктор, профессор Леонид Диневич много лет мечтал, чтобы каждый ученый, который, внёс серьезный вклад в науку Израиля, был одарен посадкой дерева. Их было немало, репатриантов-ученых, прибывших в страну в начале девяностых. Намного больше, чем ученых в стране. Возможно, мысль эта зародилась не тогда, а позже, когда в немалом количестве поступили весьма ценные научные предложения от приезжих. Вот бы столько деревьев посадить – целую рощу…
А пока многие пошли в подручные археологических групп, в заводские рабочие, в строители, санитары, сиделки – за инвалидами ухаживать лучше доктора наук никого не найти. Один такой доктор новым знакомым представлялся: «Работаю дизайнером». Потом выяснилось, что на взятой в аренду таратайке он собирает пляжный мусор, то есть наводит красоту –
чем не дизайнер?
Несмотря на специально принятую правительством программу, из пятнадцати тысяч бывших советских ученых устроиться по специальности удалось далеко не всем. Но они обрели второе дыхание в науке, общественной работе…
Нынешний министр финансов Авигдор Либерман пишет: “В девяностые годы деятельность ученых-репатриантов определила впечатляющий взлёт израильской науки. Приток высокообразованных людей, ученых разных уровней, выдающихся умов за короткий исторический срок способствовал выводу нашей небольшой страны в первые ряды технологически продвинутых современных государств, зачастую куда более мощных, чем Израиль, по территории, людским ресурсам, природным условиям. Они внесли неоценимый вклад в теоретические дисциплины, в создание новых технологий в самых разных областях, таких, как нанотехнологии, биотехнологии и пр., преподавали в университетах и колледжах, участвовали в оборонных и космических программах. Благодаря их вкладу, в том числе, Израиль с каждым днем становился увереннее в своих силах».
Сейчас профессор Диневич превратил свою мечту в реальность. Сколько времени на это ушло, сколь обязательных и необязательных встреч с чиновниками, чтобы доказать, что посадка дерева для ученого человека – гораздо важнее, чем любая другая награда. Не случайно, каббалисты приводят параллель между деревом и человеком. На примере дерева подчеркивается рост человека, как личности.
Но почему только ученым? Почему не врачам? Спортсменам? Учителям? Бюрократия – бюрократией, но и на эти справедливые вопросы тоже надо было отвечать. В Израиле вообще мало форм поощрения новых репатриантов. Тем более, русскоязычных… К тому же, существуют соответствующие процедуры, которые тоже нельзя преодолеть сразу…
Игалю Ясинову, руководителю Евроазиатского департамента ККЛ и Алексу Кушниру, тогда еще генеральному директору Министерства алии и интеграции, многое пришлось брать на себя. Пожалуй, рассказать об этом сможет только «роща золотая».
Просматриваю свои интервью с учеными:
Бывший проректор и ректор Норильского Политехнического института Эдгар Альтшулер доктор, профессор успешно работал в израильской электрической компании «Хеврат Хашмаль», был одновременно президентом Союза ученых репатриантов, членом комиссии по общественным и образовательным связям, «Человеком года» в Кирьят-Моцкине. Стал автором четырех книг. Совершенно новая грань его дара. Ещё одна приобретенная жизнь.
И я невольно думаю, поздно мы проторили сюда дорожку. В Израиле нужно жить с юности.
В Израиль нужно приехать, чтобы сделать его частью своей души, расти, как растет дерево…
Буквально понял псалом Давида Александр Бахмутский: «Эти склонились и упали, а мы встали и окрепли». Немолодой человек, он мечтает о создании нового метода диагностики аутизма, построения теории управления современными системами. Птицы, летящие в Африку, опускаются здесь, как на протянутую руку. И я не сомневаюсь, что всё сложится, как мечтает Александр. Это ведь недаром: «А мы встали и окрепли». А я получаю письма из благополучной Канады от товарища, который жалуется, что его научный цветник давно превратился в гербарий…
Президент общественного движения «Хазид а-Кавод» («За достойное будущее») Александр Берман скажет: «Иногда мне кажется, что у меня в Израиле открылся третий глаз».
Доктор, профессор Лев Прейгерман, президент Израильской Независимой Академии Развития Наук:
– Я все время спорю с теми, кто жалуется на жизнь в Израиле. Ведь это огромное счастье, что мы, наконец, приехали на свою Родину, о которой мечтали все поколения евреев в течение 2000-летнего галута. Нет, проблемы, конечно, есть, но это наши проблемы, и мы должны их решать, а не жаловаться.
Как профессионал и как личность в Израиле состоялся и Борис Штивельман, стал директором компании. Разработал концепцию израильского Лицея.
Путь Израиля, по его мнению, полностью уникален…
Большой вклад в науку внёс ныне главный ученый Министерства алии и интеграции Зеев Ханин.
О каждом в короткой статье не рассказать. Профессор Диневич очень гордится их деятельностью, постоянно заботится о создании благоприятной обстановки в Израиле для каждого из них. Да и сам воплощает в себе удивительно плодотворное сочетание научной и общественной деятельности. Ученые репатрианты, в сущности, пишут большой научный роман-панораму, и никто не жалуется, что в его чернильнице асфальт вместо чернил.
Алия девяностых состоялось, хотя по ней справляли панихиду не раз и не два. Всякий раз возрождается, как феникс в новом оперении. И об этом говорят вновь высаженные деревья. В кибуце Рухама скоро зашумит роща.
Сбылась мечта профессора Диневича – цепочка ученых и дальше будет воплощаться в деревьях.
Быстро растут в Израиле сосны.
Одно из старых деревьев – ююба, растущее в пустыне Арава.
В нынешнем году олива избрана национальным деревом Израиля. Оливковое дерево впечатляет. Оно присутствует в гербе государства Израиль. Голубь с оливковой ветвью в клюве – символ мира.
Целитель воздуха и тополь.
От каждой ветви, от каждого листика веет какой-то негой.
В общем, деревья посажены. Грамоты ряду ученых и деятелям культуры вручены (первые 55 человек, среди них, организаторы Союза ученых – Эдгар Альтушуллер, Леонид Диневич, Аврум Шернопольский, Александр Берман, всеми любимый Юрий Штерн, вечная ему память и др.)
Идея посадки деревьев в роще первого в Израиле кибуца Рухама оказалась веселой и жизнеутверждающей. Возможно, этого не случилось бы, если б саму идею посадки деревьев не овеяло дыхание многих неравнодушных людей – профессора Леонида Диневича, Игаля Ясинова, члена Кнессета (а ныне председателя финансовой комиссии Кнессета) Алекса Кушнера. И конечно, в первую очередь, удивительного человека доктора Михаила Михайловича Мирилашвили, президента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, благодаря щедрой помощи которого и появилась новая роща.
В своём выступление он сказал: «…Роща ученых-репатриантов стала выражением нашей благодарности и признательности этим людям - деятелям науки, работникам научно-исследовательских институтов и учреждений высшего образования. Быть ученым, вести общество по пути прогресса — это высокая и ответственная миссия, и вы, наши дорогие ученые-репатрианты справились с ней на отлично».
Ещё одно чудо на Земле Израиля свершилось.
P.S. Во время торжественного мероприятия, как знак признательности и благодарности выдающемуся меценату и ученому-репатрианту, была открыта аллея имени д-ра Михаила Мирилашвили, ведущая через Рощу ученых репатриантов к музейному комплексу «Дом первопроходцев» в кибуце Рухама. Также президент ЕАЕК д-р Михаил Михайлович Мирилашвили получил специальную грамоту о внесении его имени в «Золотую Книгу» еврейского народа, которая хранит имена всех великих лидеров Израиля и меценатов (Из информации ККЛ-ЕНФ)
Здесь нельзя не вспомнить одно из замечательных стихотворений поэта Николая Гумилева. Точно в тот день и написано…
ДЕРЕВЬЯ
Я знаю, что деревьям, а не нам,
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы – на чужбине, а они – в отчизне.
Глубокой осенью в полях пустых
Закаты медно-красные, восходы
Янтарные окраске учат их, -
Свободные, зеленые народы.
Есть Моисеи посреди дубов,
Марии между пальм… Их души, верно,
Друг другу посылают тихий зов,
С водой, струящейся во тьме безмерной.
И в глубине земли, точа алмаз,
Дробя гранит, ключи лепечут скоро,
Ключи поют, кричат – где сломан вяз,
Где листьями оделась сикомора.
О, если бы и мне найти страну,
В которой мог не плакать и не петь я,
Безмолвно поднимаясь в вышину
Неисчислимые тысячелетья!
Автор текста Леонид Финкель
фото предоставлены автором